cabar.asia
Казахстан:
наследие и современность
С древних времен предки казахов стремились запечатлеть окружающий мир через простейшие начертания на земле, скалах, керамике, рассказывает Шайзада Тохтабаева, доктор исторических наук и автор книг о традициях, обычаях и этикете казахов.
«Все эти круги, точки, узоры и стали основой для развития узнаваемого стиля современных орнаментов, которые украшают текстильные изделия из войлока и прочих материалов»
— Шайзада Тохтабаева, доктор исторических наук и автор книг о традициях, обычаях и этикете казахов
Люди верили, что вещи, украшенные орнаментами и соответствующими цветами, обладали свойствами, важными в повседневной жизни. К примеру, что эти вещи оберегают владельца от бед, сглазов и дают ему силу и крепкое здоровье.

«Самыми распространенными были орнаменты, имитирующие животных, которые были основой жизни и благополучия кочевого народа, в основном занимающегося охотой и потребляющего в пищу мясо скота. Этот звериный стиль стал самым узнаваемым и важным пластом казахского культурного наследия в декоративном творчестве», - говорит доктор исторических наук.
Текемет (войлочный ковер), созданный во время Международного фестиваля «Kиiз·Felt·Keçe·Войлок» в Алматы (ноябрь 2022 г.). Автор фото: Gulnar Tankayeva
Самый знаменитый из узоров - қошқар мүйіз, символ бараньего рога. Основная «функция» этого изображения - «стимулировать» рост благополучия, достатка, жизненной силы. Ведь баран — животное, мясо которого составляло основной рацион кочевников.

«Вторыми по значимости шли солярные изображения, поскольку солнце было источником тепла и повышало шанс на выживание древних казахов в суровых условиях степи. Именно солнце считалось символом добра, силы, благородства и большого потомства», - перечисляет Шайзада Тохтабаева.

Она добавляет, что казахи также использовали растительные мотивы и геометрические, предметно-бытовые узоры, несущие охранную функцию. К ним же относятся изображения оружия.
«Именно узоры на предметах обихода стали основой культурного наследия казахов, поскольку в условиях кочевого образа жизни создавать другие виды изобразительного искусства, помимо прикладного, было сложно»
— Шайзада Тохтабаева, доктор исторических наук и автор книг о традициях, обычаях и этикете казахов
Нурияш Ниязова, основательница бренда ORNEK (Актау, Казахстан), держит в руках нитку с иголкой уже больше 65 лет.

«Я начала шить, когда была маленьким ребенком. Тогда времена были сложные. Благодаря швейному ремеслу моя семья смогла пережить тяжелые перестроечные годы», - рассказывает Нурияш

Она хранит свою первую швейную машинку 1953 года выпуска в центральном зале салона ORNEK, открытого еще в 1985 году. Эту машинку можно считать символом бережного отношения Нурияш к прошлому, ее умения уважать то, что является историей.


Нурияш Ниязова. Фото из личного архива
«Моя цель в этой жизни - чтить традиции казахского народа и популяризовать казахский костюм».
- Нурияш Ниязова, основательница бренда ORNEK (Актау, Казахстан)
И это у нее, безусловно, получается.

«Сейчас у меня много учениц и все больше людей делают то же, что и я», - делится Нурияш Ниязова.
Жаннар Шураева и Гульмира Кедельбаева (Алматы, Казахстан) создали бренд QURAQ KORPE, который сочетает в себе традиции и современность.

«Идея изначально строилась на производстве корпешек (корпе - одеяла, подушки и подобные лоскутные изделия – прим. ред.) и домашнего текстиля, но со временем наши клиенты стали просить что-то из одежды. Им нравился наш подход с использованием натуральных тканей - льна, сатина, хлопка, и то, что мы стилизуем традиционные вещи, адаптируя их к современной жизни и встраивая в любой модерновый интерьер», - объясняют девушки.

В новом для себя направлении Жаннар и Гульмира использовали ту же дизайнерскую философию: национальная одежда должна хорошо интегрироваться в повседневную жизнь.
«В наших коллекциях основное — это ткани с нашими авторскими принтами, которые мы разрабатываем совместно с художниками. А фасоны одежды мы тщательно изучаем по книгам по истории одежды, архивным фото и вещам из "бабушкиного сундука"».
- Жаннар Шураева и Гульмира Кедельбаева, основательницы бренда QURAQ KORPE
Их вдохновляет всё, что сшито руками мам, бабушек, прабабушек. Потому что всё это содержит такие простые и важные ценности, как тепло рук, заботу, любовь и красоту.

«Мы стараемся, чтобы наши изделия были не только качественными и современными, но и несли теплые и светлые эмоции. Надеемся, что вносим свою лепту в сохранение и возрождение наших традиций», - с улыбкой говорят Жаннар с Гульмирой.

Автор:
Алия Жапакова

Редакторы:
Татьяна Трубачева
Наталья Ли
Верстка:
Наталья Ли

© 2023