Как быть воспитанным человеком в Узбекистане? Рассказывает школьный учебник «Воспитание. Секреты счастья и успеха»
Правительство Узбекистана неравнодушно к духовному воспитанию молодежи. В рамках заявленных направлений политики президента Шавката Мирзиёева по строительству «Нового Узбекистана» и «Нового Ренессанса», в школах страны введен отдельный предмет, который уделяет особое внимание обучению моральным ценностям, этике и достижению успеха — считается, что это помогает в воспитании детей. Для этого выпустили учебники, по которым преподают все 11 лет школы.

Наша команда в рамках проекта LAMPA Accelerator проанализировала учебники «Воспитание» с 1-го по 11-й классы (2020-2021 года выпуска) и выявила ряд недостатков, которые снижают эффект от обучения. В частности, патриотические и моральные ценности местами транслируются навязчиво, не оставляя пространства для критического осмысления и выбора.

Развитие образования и улучшение знаний являются важной идеей политики президента Мирзиёева под названием «Третий Ренессанс». Она объединяет два фактора — сильная экономика и сильная духовность — для развития Узбекистана и просвещения общества.

«В настоящее время в нашей стране происходит еще один важный процесс возрождения. Поэтому слова «Новый Узбекистан» и «Третий Ренессанс» гармонично перекликаются с нашей жизнью и вдохновляют наш народ на великие цели», — говорил президент Мирзиёев в интервью газете «Янги Узбекистон».
Какие ключевые слова и темы формируют учебник?
Центральную роль в учебниках занимает человек и его жизнь — именно эти два существительных встречаются чаще остальных. Другие популярные слова в учебниках, связанные с людьми, — «семья» и «друг». Отдельная группа существительных, относящихся к карьере и развитию, такие как «работа», «цель», «знание» и »качество», используется по несколько сотен раз за 11 лет учебы. Слова «Узбекистан» и «родина» замыкают список самых используемых существительных — в сумме эти два слова появились почти пятьсот раз.
Среди самых упоминаемых личностей в учебниках — писатели и поэты, ученые, исторические личности, философы и президент Шавкат Мирзиёев. В первой десятке нет ни одной женщины.
Что учебник говорит о родине и патриотизме?
«Я – дитя Узбекистана» — так называется самая первая глава учебника по воспитанию за первый класс.

Почти восемь процентов текста всех учебников посвящено теме патриотизма и любви к родине. Здесь рассказывают о национальной идее, самоотверженных подвигах предков узбекистанцев, о важности служения на благо страны и народа, а также о любви к родине через семью.

Например, в учебнике за четвертый класс встречается тема «Мужественный и смелый человек — опора родины». В ней дедушка наставляет внука: «Ты мальчик. Когда ты вырастешь, будешь защитником Родины. Для этого ты должен уже сейчас заботиться о своем здоровье и закалять тело». Такие примеры встречаются во всех учебниках.

В четвертом классе о родине начинают говорить неожиданно много. Если в первых трех классах ей посвящено в среднем три процента текста, то в четвертом эта тема занимает уже свыше четверти книги.
В контексте родины в средней школе часто используются слова «наследие», «памятник» и «народ, а в старшей школе — «семья», «сопричастность».

В другом примере ученикам предлагают закончить выражения и подобрать концовку к каждому из них. Однако в действительности у учеников нет выбора — все варианты ведут к выводу, что без родины нет счастья.
В учебниках разговор о родине строится на связи «моя семья – моя родина», об этом говорит частое употребление слова «семья» со словом «родина» в одном предложении — 28 раз.
Другое популярное слово, которое встречается со словом «родина» — «любовь», минимум 24 раза встречалось это выражение . Ни с каким другим словом существительное «любовь» так часто не сочеталось. Еще десять раз слово «любовь» было в сочетании со »страной» и «Узбекистаном».

Например, в учебнике за четвертый класс говорится: «Тот, кто любит свою семью, – любит свою махаллю, – любящий свою махаллю человек – любит свою страну».
Каким моральным качествам учит учебник?
Моральные качества и этика — одна из главных тем учебника о воспитании. С самого первого класса детей учат честности, справедливости, благородству и терпению. Здесь описывают ситуации с моральной оценкой, учат дружить, а также рассказывают об этикете.

Однако есть примеры, которые обесценивают переживания, оправдывают насилие или попросту являются вредными. В четвертом классе книга учит всегда говорить правду, «даже в ущерб себе». Однако, считает антрополог Валерий Хан, в реальности это невозможно.

В шестом классе школьников учат сдерживать обещания через сказку о лисе, которую другие животные избили до хромоты и разодранной шерсти. После этого лиса осознала, что «нужно оправдывать доверие друзей». Кроме нормализации насилия, в сказке очевидно присутствует виктимблейминг — перекладывание вины с агрессора на жертву.
В среднем тема моральных качеств занимает пятую часть всех книг — в основном этой теме уделяют внимание в начальной и средней школе. Например, в средней школе о моральных качествах говорят через такие слова, как «человек», «право» «учитель» и «доброта».

Слово «ценность» чаще всего употребляется в одном предложении с прилагательными «семейный», «национальный» и «духовный».
Школьников также учат, что люди делятся на две категории — благодарных и неблагодарных. Последние, по словам авторов, постоянно недовольны и чем-то расстроены. Детей призывают оторваться «от телевизоров, планшетов, смартфонов» и взглянуть на окружающий мир. Затем приводится цитата, которую в реальности приписывают разным людям — от педагога и писателя Дейла Карнеги до футболиста и тренера Зинедина Зидана. Это не единственный случай, когда в учебнике встречаются неподтвержденные факты.
Как школьников учат успеху и личному развитию?
Практически треть контента учебника повествует об основах предпринимательской деятельности, рабочем этикете, тайм-менеджменте, о способах заработка и фрилансе. Авторы рассказывают истории успешных людей, которые в пять лет придумали лекарство от рака или стали чемпионами мира, учась в школе.

По словам эксперта, подобные примеры, кроме мотивации, могут и навредить ребенку, вызывая «эффект FoMO» — это тревога или беспокойство о том, что упускается что-то важное или интересное, происходящее у других людей.

Ученикам восьмого класса авторы учебника ставят в пример юношу, который учился по 18 часов в сутки, отказывал себе в еде и отдыхе и всю юность посвятил учебе. В итоге молодой человек поступил в зарубежный вуз, после которого «вернулся на родину с великими целями» и был назначен на «ответственную должность».

Теме успеха и личного развития уделяется больше внимания в средней школе — около 40% от всего текста учебников. Причем в девятом классе этой теме отведена большая часть учебника — 75%.

Это видно и по частоте использования слов, связанных с темой, например «работа», «успех» и «цель» — их становится больше в средней школе, особенно в девятом классе.
В одной из глав учебника за восьмой класс, в качестве творческого задания детям предлагают написать план на 35 лет вперед. В этом же задании у детей спрашивают: что они собираются сделать для благополучия родины?
«Вопрос явно составляли люди старшего возраста, “родом из СССР”. Мир вступил в эпоху, когда быстротечность и временность становятся важнейшими характеристиками времени. Мы принимаем студентов и готовим в вузах по многим профессиям, которые через пять лет исчезнут. И через те же пять лет возникнут профессии, о которых сегодня никто не догадывается», — говорит Хан.

В целом, в учебнике много творческих заданий на эффективное распределение времени. В них говорится о важности дисциплины и развития силы воли. Кроме того, в этой категории рассказывают о креативной экономике, изобретениях и технологиях. В качестве ролевых моделей упоминают таких личностей как основатель Apple Стив Джобс, создатель Alibaba Group Джек Ма, изобретатель и промышленник Генри Форд и предприниматель-программист Павел Дуров.
О внешности, киберпространстве, экологии и религии
Самая маленькая категория «Как должен выглядеть и вести себя ребенок» — 6% от текста всех учебников посвящена внешнему виду школьников. Рассказывается, как отличать праздничную одежду от повседневной или спортивной, сколько духов должно быть у девушки, как должны сочетаться туфли с костюмом, что должен носить парень для поддержания имиджа и почему мальчик с серьгой — это не скромно.
Тема занимает особенно заметное место в начальной школе, в третьем классе ей посвящено 32,18% учебника, но в четвертом классе она полностью исчезает, появляясь снова лишь в седьмом и в 11-м классах.
«Принцип долженствования не уместен в вопросах одежды. Если ориентироваться на мнение авторов учебника, придется закрыть всю индустрию женской одежды. Даже национальная одежда во многих регионах Узбекистана не соответствует высказанным рекомендациям. Почему частное мнение отдельных людей должно тиражироваться на всю страну?» — комментирует Валерий Хан .

Кроме темы дресс-кода, учебник также затрагивает важные социальные темы — рассказывает об экологических катастрофах, толерантности, правилах сортировки мусора, культуре пользования интернетом и культуре потребления.

Например, в 11-м классе две темы посвящены получению информации в киберпространстве — рассказывают о мошенниках, о примерах кибератак, о важности проверки фактов. В учебнике за первый класс есть задание, в котором школьнику нужно сортировать отходы в пять разных баков, тем самым дети узнают о сортировке и переработке мусора. Здесь же им кратко объясняют, как важно беречь природу.
В 10-м классе в одной из тем приводят пример культуры потребления, задавая ученику наводящие вопросы о его обязанностях, как потребителя знаний, и о том, как он использует свою интеллектуальную собственность. Также в 10-м классе в главе «Духовность человека» рассказывают о том, что на территории Центральной Азии проживают представители разных национальностей и конфессий, сопровождая текст выдержками из конституции Узбекистана.

Особое место в учебнике занимает тема религии. Впервые слово «религия» встречается в учебнике седьмого класса в теме «Межнациональная солидарность»: «В нашей республике особое внимание уделяется сохранению ценностей, принадлежащих разным религиям…» (стр. 12).

В начале следующего класса контекст меняется — в теме под названием «Ты – моё величие, родина моя!» говорится о том, что «во всех религиях измена Родине осуждается, считается знаком нечестивости и признана тяжким преступлением».

В 10-м классе религии выделено две отдельные темы: «Религия и Культура» — о плодотворном влиянии религии на культуру и заслугах мусульманских и узбекских деятелей, а также «Идеи гуманизма в мировых религиях».
В 11-м классе религия упоминается в трех темах:

  • «Толерантность» – тема учит межнациональной и межконфессиональной дружбе;
  • «Миссионерство – угроза для будущего молодежи» – предупреждает о вербовке, прозелитизме и сектах;
  • «Идея мира в мировых религиях» – осуждает войну и призывает к миру.
Вывод
Учебники «Воспитание. Секреты счастья и успеха» рассказывают о том, как должен выглядеть и вести себя ребенок, как развивать в себе личность, добиться успеха, быть хорошим другом и как любить родину. Также учебник учит семейным ценностям и общим знаниям о современном мире.

Несмотря на важность затрагиваемых тем и позитивную инициативу, учебник содержит ряд недостатков: например, можно встретить цитаты, которые не принадлежат упомянутым людям, отрывки биографии, подтверждений которым нет в открытом доступе. Более того, некоторые примеры могут вызвать у детей синдром упущенной возможности, снизить самооценку и мотивацию. Патриотические и моральные ценности местами транслируются навязчиво, не оставляя пространства для критического осмысления и выбора.

О проблемах в учебнике говорит и антрополог Валерий Хан.

Валерий Хан
Философ и антрополог
«Большинство примеров и изречений [в учебнике]...

  • …искусственны, построены по принципу «черное – белое», «хорошо – плохо» в то время, как реальная жизнь не сводится к двум краскам. Тем самым, эти примеры лишены инструментально-методологической функции, позволяющей ориентироваться в современном мире.
  • …взяты из прошлого и не применимы к современной эпохе.
  • ...исходят из принципов максимализма и перфекционизма, что вредны в школьном образовании.
  • …идеологизированы, носят излишне пафосный и морализаторский характер.
  • …представляют собой императивы бюрократического характера, некий набор догматических инструкций.
  • …составлены узко и традиционально мыслящими авторами, с низким уровнем подготовки (с точки зрения профессионализма в подготовке учебной литературы в целом, и общественно-гуманитарной направленности в частности)».
Психолог Гульнара Богдалова также подчеркивает важность качества учебников, «особенно если это единственные книги, которые ребенок открывает дома».

«Важно, какое сообщение несет учебник и транслируется ли информация о гендерном равенстве. Если учебник содержит информацию о гендерном неравенстве, это может создать фундамент для насилия, которое имеет высокий процент в патриархальном обществе Узбекистана, – объясняет она. – Нужно понимать, насколько эти примеры в учебнике соответствуют реальности. Учебники должны учитывать когнитивные особенности ребенка и развивать мышление, необходимое для современного мира, такие как самостоятельность мышления и критичность».

Мы обратились к одному из авторов с просьбой прокомментировать отрывки, вызывающие у нас вопросы, однако ответа так и не получили.
Авторы:
Дильмурод Рузиев
Юра Пак
Анастасия Галимова
Азиза Раимбердиева

Иллюстрации:
Вера Андрианова