cabar.asia
Кыргызстан:
дети лишенные образования
из-за религиозных убеждений родителей

В 2022 году Минобразования выявило более ста детей, которые не посещают школы из-за религиозных убеждений родителей. Но даже в ведомстве признают, что на самом деле эта цифра может быть намного больше.

Назира Исмаилова (имя изменено) выросла в религиозной семье. По словам женщины, ее родители совершали намаз, а она и двое ее братьев последовали их примеру.

Она отмечает, что ее отец никогда не запрещал детям учиться и развиваться. Наоборот, поощрял это. Благодаря этому кыргызстанка всегда на «отлично» училась в школе, без проблем поступила в вуз, освоила компьютерную грамотность и сумела устроиться на работу секретарем в одну из фирм Бишкека.

Со своим теперь уже бывшим супругом Назиру познакомила одна из знакомых. Мужчина тоже был из религиозной семьи. Через некоторое время молодые люди поженились и в браке у пары родилась дочь.

«Однажды он пришел домой и сказал, что уезжает на даваат, - вспоминает женщина. - Куда именно едет и сколько времени там пробудет, не сказал. В итоге его не было дома больше месяца».

Назира продолжает, что после возвращения поведение супруга резко изменилось. Он стал запрещать семье смотреть телевизор и пользоваться телефонами. Кроме того, начал выступать против того, чтобы жена работала. Назира не понимала, почему муж стал таким, но все же послушалась супруга и ушла с работы. Однако трудности, как выяснилось, только начались. Из-за увольнения Назиры финансовые доходы в семье сократились, а заработка мужа порой не хватало даже на продукты.

«Однако его это совсем не смущало. Плюс ко всему, когда дочь заболела, он не позволил нам идти в больницу, а сказал, чтобы я сама лечила ее дома, - говорит Назира. - Когда я пыталась что-то возразить, начинался скандал. Наши отношения ухудшались на глазах».

Последней каплей стало то, что муж начал запрещать дочери ходить в школу. Свое решение он объяснял тем, что в школе дочь «испортится».

«В тот момент дочка училась в третьем классе. Из-за наших постоянных споров ей приходилось иногда пропускать уроки, - рассказывает женщина. - Я понимала, что так дальше продолжаться не может, нельзя жить в постоянной ругани. Поэтому я пыталась договориться с мужем, старалась как-то найти компромисс, но он был непреклонен».

И тогда Назира стала просить развод. Однако это еще больше злило мужчину, в ответ он упрекал жену в неверности. В итоге Назира все же ушла от супруга. Уже после разрыва отношений она узнала от знакомых, что мужчина примкнул к движению «Йакын инкар» (организация признана экстремистской и запрещена в Кыргызстане - прим. ред.), и именно поэтому его взгляды на жизнь так радикально изменились.

«Я не стала вдаваться в подробности того, как это произошло, - отмечает Назира. - Я разорвала все связи с ним, я не знаю, где он сейчас и что делает. Для меня главное, чтобы моя дочь получила хорошее образование».

По данным Национального института стратегических исследований, религиозное движение «Йакын инкар» было основано в Индии в 1926 году. В Кыргызстане организация появилась позже, вместе с «Таблиги джамаат», но затем отделилась от нее. Последователи течения не признавали плодов технического прогресса и призывали мусульман жить как во времена пророка Мухаммеда.

До 2017 года организация вела свою деятельность в Кыргызстане свободно, однако 15 июня 2017 года Октябрьский районный суд Бишкека признал ее экстремистской и запретил деятельность. Причинами запрета стали отказ от образования, лечения и другие противоречащие кыргызстанскому законодательству идеи.

В интервью CABAR.Asia представитель службы МВД по противодействию экстремизму и незаконной миграции Манас Аманбаев сообщил, что с участниками движения «Йакын инкар» неоднократно проводились разъяснительные работы.
«Свое решение о недопуске дочерей в школы они объясняли тем, что во времена пророка Мухаммеда этого всего не было, - говорит Аманбаев. - Говорили, что девушек в тот момент никто не обучал, что не было школ, существовали только медресе либо обучение на дому. Поэтому, говорят, "мы тоже должны так жить"».

Манас Аманбаев
Фото взято из www.knu.kg
В 2018 году в Иссык-Кульской области соцработники выявили семью, где родители – представители запрещенного движения «Йакын Инкар» - в течение пяти лет отказывались отпускать своих двоих дочерей 12 и 17 лет в школу. Девочкам запрещали общаться с другими людьми, читать какие-то другие, помимо религиозных, книги, пользоваться коммуникационными технологиями и получать помощь в медицинских учреждениях.

Позже суд приговорил родителей к двум годам заключения.

Аналогичный кейс был и в 2020 году в Джалал-Абадской области – родители отказывались отправлять в школу 10-летнего сына.

Аманбаев также приводит два случая, которые произошли в Кыргызстане. В Таласской области заболела супруга одного из последователей движения. Однако они не обратились за медицинской помощью, и в итоге женщина умерла из-за отказа печени. Второй случай, рассказывает Аманбаев, произошел в Джалал-Абадской области: в больнице один из участников движения не позволил мужчине-врачу осмотреть свою беременную жену. В результате женщина скончалась от кровотечения, а самого врача привлекли к уголовной ответственности.
«После этого я часто спрашивал у них: "Если вы не будете отправлять дочерей в школы, откуда у нас возьмутся женщины-врачи, женщины-учителя и так далее? Кто будет лечить ваших жен? Кто будет обучать ваших внучек?" И в эти моменты некоторые начинали понимать, что делают и мыслят неправильно», - отметил Аманбаев.
Однако, продолжил специалист, несмотря на то, что многие последователи движения понесли наказание, получили тюремные сроки и уже вышли из мест лишения свободы, они до сих пор остаются верны своим взглядам и не отпускают детей в школы.

«Сотрудникам милиции тяжело отслеживать эти факты, так как закон запрещает заходить или вторгаться в дома, - отметил Аманбаев. - Но мы всегда им напоминаем, что в стране существует закон об образовании, и они обязаны подчиняться требованиям законодательства республики».

По данным Минобразования, в 2022 году в Кыргызстане выявили 116 детей, которые по религиозным причинам не посещали школы. При этом, отмечает главный специалист управления школьной политики и книгоиздания Гульшан Абдылдаева, в эту статистику входят не только последователи движения «Йакын инкар».

«Мы не делим статистику на религиозные течения, - отмечает специалист. - И к тому же это только выявленные, официальные факты. Сколько еще детей могут не ходить в школы из-за религиозных убеждений их родителей, неизвестно».

Выявлять детей, которые не посещают занятия, удается благодаря подворовым обходам. Абдылдаева продолжает, что социальные работники, сотрудники сферы образования, органов внутренних дел и прокуратуры ходят по домам на основании постановления органов местного самоуправления.

«Все выявленные факты рассматриваются в комиссиях по делам детей и передаются в правоохранительные органы, - говорит Абдылдаева. - Кроме того, с родителями проводят беседы и другие профилактические мероприятия. Но если взрослые и после этого будут сопротивляться, и отказываться отпускать детей в школы, то здесь уже принимаются более серьезные меры, вплоть до лишения родительских прав».
«Головная боль для государства»
В Госкомиссии по делам религий (ГКДР КР) сообщили, что не приветствуют решения родителей, которые лишают детей доступа к образованию. По словам заместителя главы ведомства Замира Кожомбердиева, в рамках своей компетенции Госкомиссия постоянно проводит разъяснительные работы с населением.
«Мы всегда отмечаем, что Конституция Кыргызстана дает свободу вероисповедания любому гражданину, - говорит эксперт. - И при этом мы также напоминаем, что в стране есть законы, которые регулируют религиозную деятельность. И мы каждый раз отмечаем о необходимости получения образования и проводим совместно с заинтересованными ведомствами профилактические мероприятия».

Замир Кожомбердиев
Фото взято из religion.gov.kg
В частности, по словам Кожомбердиева, осенью 2022 года была организована конференция, в которой приняли участие представители Госкомиссии по делам религии, муфтията, Совета улемов, туда также пригласили последователей движения «Йакын инкар».

«На этой встрече участникам течения были даны ответы на все вопросы именно по идеологии и тонкостям ислама. Им подробно объяснили ошибочность их идей. Но, на мой взгляд, они все это выслушали, но ничего не приняли. То есть проблема заключается и в этом тоже», - говорит эксперт.

Кожомбердиев отметил, что, несмотря на трудности, ведомство не пускает проблему на самотек. По его словам, планируется продолжать организовывать подобные площадки для обсуждения, а также выезжать в регионы страны и проводить профилактические мероприятия на местах.

Абдуманап Масалиев, торага (председатель - прим. ред.) Совета улемов, в комментариях CABAR.asia также отметил, что последователей «Йакын инкар» неоднократно звали на встречи, но они плохо идут на контакт.

«Мы и муфтият несколько раз обращались к ним, говорили, что сами придем туда, куда они позовут, - говорит Масалиев. - Мы рассказывали им про образование, про научные факты, но они заявляют о совершенно других вещах. Поэтому вести с ними диалог очень тяжело. Они являются, действительно, головной болью для нас и для государства в целом».

В свою очередь, заместитель муфтия Самидин кары Атабаев заверил, что разъяснительные работы проводятся регулярно. По его словам, ведомство всегда напоминает, что отказываться от образования и медицины нельзя, что выезжать на даваат нужно только с разрешения муфтията, что нельзя просто следовать друг за другом.

«И, только продолжая проводить такую работу, можно предотвратить появление подобных течений», - отметил Атабаев.
Нет исследований
При этом эксперты отмечают, что само движение «Йакын инкар» в Кыргызстане изучено очень мало. По словам председателя Совета улемов Абдуманапа Масалиева, ни у кого нет точных данных, сколько последователей движения насчитываются в республике. Приблизительно, их может быть около одной тысячи человек.

Директор аналитического центра «Религия, право, политика» Кадыр Маликов также отметил, что полевые исследования на эту тему не проводились, а причинами являются нехватка финансирования либо отсутствие интереса к проведению более глубокого анализа.

«Соответственно, говорить о сложности ситуации мы не можем, потому что нет на руках каких-либо данных, - отмечает теолог. - Нет отслеживания самого процесса. Известны лишь какие-то единичные случаи, но невозможно проследить, сколько именно таких фактов было в стране».

Маликов добавляет, что среди экспертной среды есть много разных мнений и гипотез по поводу «Йакын инкар», но они ничем не подкреплены. Также неизвестно, какие изменения происходят в идеологии движения, какая социальная база у них, есть ли поддержка среди населения, насколько быстро это все распространяется и так далее.

«То есть очень много вопросов, на которые, к сожалению, пока нет ответов», - констатировал теолог.

Кроме того, считает эксперт, профилактические работы, о которых заявляют госорганы, проводятся не на том уровне, на котором хотелось бы. По его мнению, это также является одной из причин того, что несмотря на запрет, движение «Йакын инкар» предоставлено само себе.
«Для того, чтобы предотвращать факты непосещения школ, в первую очередь необходимо просвещать имамов, они должны знать всю паству на лицо, вести учет, отслеживать, - говорит теолог. – Кроме того, возможно, следует проводить модернизацию самих инструментов разъяснительной работы. Да, работа сложная, и она требует терпения и системности. И вот этой системной работы нам и не хватает».

Кадыр Маликов
Фото взято из личного профиля в социальных сетях
Маликов также считает, что просто запрет деятельности - это не решение вопроса. По его словам, это грозит тем, что тюрьмы могут превратиться в так называемые школы по подготовке уже более радикальных лиц.

«Поэтому здесь нужно подходить очень осторожно, комплексно, провести какое-то исследование, - говорит теолог. - А совместно с государством эта работа вполне возможна».

Ожидается, что проводить исследование в Кыргызстане будут в 2023 году. По словам омбудсмена Атыр Абдрахматовой, уполномоченные органы, в том числе Аппарат Акыйкатчы, договорились совместно изучить тему, касающуюся движения «Йакын инкар».
«Есть жалобы со стороны правоохранительных органов о том, что что дети последователей течения не ходят в школу. Адвокаты задержанных также обращались к нам по поводу нарушения их прав. Но предварительный анализ показал, что необходимо более глубоко исследовать все, а уже потом думать, что делать дальше».

Атыр Абдрахматова
Фото взято из личного профиля в социальных сетях
Омбудсмен отмечает, что тема, касающаяся движения «Йакын инкар», очень чувствительная, поэтому здесь необходим компетентный взгляд на вещи, который возможен только после тщательного изучения.
Автор:
Редактор:
Наталья Ли
Иллюстрации:
Айсулуу Алиева
Верстка:
Акылай Татенова