CABAR.asia
Бездомная история:
Как выжить на улице?
Когда человек попадает в трудную ситуацию, теряет дом, когда нет средств, чтобы снять себе жилье, на него обрушивается и куча других проблем. И потом очень трудно вернуться к нормальной жизни.
Еще лет 30 тому назад в Душанбе не знали такого слова, как «бомж». То ли не было их совсем, то ли они скрывались. Но факт остается фактом. Хотя, говорят, что слово «бомж», пришло именно из СССР – человек без определенного места жительства. А потом, после гражданской войны 1992-1997 г.г. они вдруг появились. В основном, это были спившиеся мужчины, как правило, не таджики, которые остались на улице. Кого-то обманом выгнали из квартир, заплатив мизерные суммы и переоформив их на себя. Кто-то сам покатился по наклонной и оказался на самом дне. Никто и не заметил, как все привыкли к этому слову.

А позже среди бездомных появились и женщины. Но привыкнуть к тому, что среди них есть женщины таджички до сих пор трудно. Потому что не оставляли своих сестер на улице таджики. Это считалось позором. К сожалению сейчас об этом уже не говорят. Их просто не видят. Или делают вид, что не видят...

История маленькой женщины, которая больше половины жизни провела на улицах.
Шарифгуль 53 года
Она выросла в хорошей семье,
была шестым ребенком из десяти детей.

- У нас хорошая жизнь была и нормальные условия. Когда мне исполнилось 20 лет, по решению родителей, меня выдали замуж. Я забеременела через три месяца после свадьбы, а когда была на втором месяце беременности, мой муж исчез. Мы всего пять месяцев прожили вместе. Он возил тележки на рынке, я узнала, что он был наркоманом. С тех пор я ничего не слышала о нем.

Начало горькой жизни
- После исчезновения мужа я вернулась в дом матери, где жили мои братья со своими женами.
В Таджикистане, когда девушка после развода возвращается в дом своих родителей, часто ее не ждет ничего хорошего. Семьи многочисленны, живут все вместе. Как правило, с родителями живут сыновья с женами и детьми. А еще одна нахлебница никому не нужна. Среди таджикских семей есть неписаные правила, согласно которым разведенной девушке отводится место молчаливой служанки. Родительский дом - собственность сыновей.
- Устав от криков и упрёков, я пыталась найти работу. В том доме я была нежеланной, меня постоянно попрекали, издевались, мучили, в общем.

Я была беременна, уходила ночевать в больницу города Вахдат. Внутри есть котельная и там две небольших комнаты. Там были еще две женщины. Они пустили меня и я приходила туда ночевать.

После рождения дочери я устроилась работать в качестве охранника в той котельной, там и жила, рядом с водопроводными трубами.
Днем я заворачивала свою дочь в какую-нибудь тряпку и выходила на улицу, чтобы найти себе пропитание. Я вырастила ее на улице, под снегом и дождем, спала под навесами.
Там, где я жила, моим сменщиком работал один старик. Мы с ним поженились по мусульманскому обычаю, в присутствии свидетелей, даже небольшое угощение для всех устроили. И я сказала себе, что до конца его жизни буду заботиться об этом старике.

У него уже была семья - жена, дети и дом. Но он со мной жил. Его жена приходила, скандалила. Однажды пришла и осталась там с ним, а я опять оказалась на улице. Тогда я поклялась себе, что найду работу. Но мы прожили в этой котельной с ним почти семь лет. А потом он умер от сахарного диабета.
Шарифгуль
Позже я стала работать в общественном туалете. Собирала деньги за вход, а ребенка рядом с туалетом на землю ложила. Всякий раз когда она намокала, я стирала пеленки, а ее в другую тряпку заворачивала, прямо там, на земле. Все говорили, что мой ребенок умрет, но если Бог дает жизнь, то ничто его не убьет. Затем я обратилась в отдел социальной защиты населения, и мою дочь устроили в детский сад. Она оставалась там до тех пор, пока не пошла в школу.

С тех пор я стала ночевать, где приходится.
Самым обидным было то, что друзья и родственники стали избегать меня. Если у человека наступают трудные времена, если становится бедным, он больше никому не нужен. Особенно, когда умирают родители. Братья и сестры становятся чужими друг другу. Все заняты собственной жизнью. У меня ведь есть братья. Иногда думаю о них. Почему ни один из них не звонит мне? ...
Шарифгуль
Работаю, чтобы выжить или чем-то себя занять
- Когда моя дочь выросла, она стала помогать мне. Мы все время проводили на улицах, и в жару, и в холод. Одно время мы с дочерью мыли холодильники на рынке города Вахдат. Там же и ночевали много лет. Электричество зимой отключали, у нас даже не было возможности выпить горячего чая, холодную воду пили. Сейчас я иногда я хожу ночевать в дом к своей сестре.
После того, как моя дочь вышла замуж, я осталась одна. Если бы я пошла в дом моего отца, это никому не понравилось бы. Лучше работать на улицах, чтобы не слышать их ругань и критику. Чужой человек пожалеет и поможет, а не свои родственники. Но я должна работать, чтобы выжить...
Последние несколько лет я зарабатываю тем, что собираю пустые баклажки (пластиковые бутылки – прим. ред.). Для этого нужно рано выходить на улицу, а иначе дворники сами все соберут. В пять часов утра мы с несколькими другими женщинами выезжаем из Вахдата в Душанбе, точнее, к торговому центру «Садбарг». Мы собираем баклажки у магазинов, вечером платим 5 сомони (0,5 долларов США) за такси, привозим наши мешки с баклажками обратно, продаем их продавцам масла на рынке Вахдат. За один мешок они платят 4-5 сомони (около 0,5 долларов США).
Однажды поздно вечером я и две мои подруги не смогли уехать к себе, так и остались спать на остановке, около «Садбарга», подложив мешки с баклажками под головы. К нам подошли милиционеры, мы сделали вид, что спим. Они знают нас, знают, что мы собираем баклажки. Сказали: «Эти подустали» и не тронули нас. (невесело смеется).

Вообще, милиционеры в Душанбе нас не трогают, даже помогают иногда, а вот милиция Вахдата - нет. Мы встаем ночью и собираем в темноте баклажки. Они даже удивляются иногда и спрашивают, когда это мы успели так рано приехать и наполнить сумки.

Порой меня такая тоска охватывает, я не знаю, что делать. Иногда беру деньги, которые зарабатываю, и еду навещать свою сестру в город Нурек. Люди мне говорят, не работай, предлагают помочь, но я делаю это, чтобы чем-то заняться. Если я не буду этого делать, я могу умереть от горя...

Но я хотела бы подчеркнуть, что в Вахдате есть много хороших людей. Все в городе знают, что у меня нет дома, видят меня на улицах, знают меня и помогают мне.
Коронавирус и работа
Ни единого дня дома не сидели,
потому что у нас нет этого самого
дома...
-Такие страсти вокруг происходят, коронавирусом люди болеют, а мы, как ездили за своими баклажками, так и ездим. Люди были напуганы, по домах сидели, а мы так и собирали свои баклажки. Даже маски не надевали в самый разгар болезни. Ни единого дня дома не сидели, потому что у нас нет этого самого дома...
И верите или нет? Не заболели. В сумочке вот ношу маску, но я ее не надеваю, мне тяжело дышать через нее. Если я ее использую когда-нибудь, то постираю разок, а если нет, то так и лежит себе в сумке. Я даже лекарств не принимала никаких для профилактики вируса. Но я очень больна, я чувствую, что у меня какие-то проблемы с желудком. Я знаю, что моя болезнь вызвана горем. Я ходила к врачам, они сказали, что мне нужно сделать операцию, но у меня нет денег...
Разбитое счастье дочери Шарифгуль
Сейчас моя дочь во второй раз вышла замуж в районе Рудаки, ее жизнь налаживается.
-Моя дочь также вышла замуж и родила дочь, но муж ее бросил, она опять вернулась ко мне . Из-за того, что мы не имели своего дома. ее ребенок всегда находился с нами на улице, получил солнечный удар, был истощён. Видя наши страдания, несколько сердобольных жителей Вахдата предложили купить ее у нас, но я отказалась. Знаю же, что за это нас могут привлечь к отвестенности по закону.

Я очень боялась, что ребенок умрет на улице. Поэтому, чтобы она не страдала, как мы, при помощи сестры собрала 13 справок и документов и, когда ребенку исполнилось пять месяцев, я увезла ее и передала в детский дом.

Моя внучка родилась в больнице "Истиклол" и в настоящее время, в соответствии с официально оформленными документами на усыновление, воспитывается у женщины в одном из кишлаков Вахдата. Сейчас моя дочь во второй раз вышла замуж в районе Рудаки, ее жизнь налаживается.

Важно иметь чистую одежду
Самая большая проблема у нас - это одежда. Мы ведь привыкли судить человека по его внешности. Поэтому, если мы пачкаемся или плохо пахнем, нас даже в машину не посадят. Я стараюсь содержать свою одежду в чистоте, но так как не имею постоянного жилья, стирка для меня - большая проблема. Мы прячем нашу одежду в разных местах и в сумке носим смену, если наши платья пачкаются, мы идем и меняем их.

Летом одежду стирать легче, потому что жарко, одежда быстро сохнет. Но зимой, это очень сложно делать, единственный способ, кого-то просить. У меня есть знакомая в Душанбе, зимой, когда негде мыться, я прошу ее. Она нас пускает помыться и постирать одежду. Но я не злоупотребляю этим. Всего один раз туда хожу.

Летом мы иногда ходим по берегам реки, там много баклажек бывает. Когда погода жаркая, то мы прямо в одежде заходим в воду, она быстро сохнет. А зимой же этого не сделаешь. Здесь нас много, со мной еще одна женщина с дочерью есть, куда бы мы ни шли, держимся вместе.
Конечно, я не могу сказать, что живу комфортно, но всем, что нужно я себя обеспечиваю. Сегодня вот мы купили себе «курутоб» (таджикское национальное блюдо – прим. ред.) за 10 сомони (1 доллар США), им и пообедали. Чуть раньше я купила арбуз, съела его вместе с двумя подругами.
Желание выспаться
Мы, конечно же, должны приложить все усилия, чтобы выжить. Знаете, какое у меня желание - выспаться. Мы встаем рано, задолго до рассвета, когда большинство людей еще спят. Днем спать негде, я очень устаю. Утром я немного поспала под деревьями, но здесь всякие молодые ребята ходят, они выпивают. Я их боюсь, поэтому не смогла уснуть.

Даже в месяц Рамазан мы постились, но у нас не было места для сна. Как-то нас чуть сотрудники милиции не забрали, когда мы спали на улице. Мы заполнили мешки баклажками и поехали в Душанбе, очень устали. Оставили их в тени и спали, вдруг приехали работники милиции и хотели отвезти нас в приют для бездомных. Одна моя подруга не спала и сказала им, что «эти постятся, устали и спят здесь, но у них у них есть свои дома». Нас поэтому и не задержали.

Самая большая мечта Шарифгуль – иметь собственный дом.



Однажды перед праздником Рамазан нас пригласили в хукумат (местный орган власти) города Вахдат и выдали по 80 сомони (около 8 долларов США).

Я как-то обращалась в местную газету «Коммуна» и просила выделить участок земли. В то время они сказали, что направили решение о выделении земли в джамоат (сельсовет), но, когда я пошла туда и спросила, они мне ответили, что ничего такого нет. Понятно, что для этого тоже нужны деньги…

В государственном Агентстве статистики CABAR.asia сообщили, что точных данных о количестве бездомных граждан у них пока нет. В ходе последней переписи, в 2010 году, их было зарегистрировано всего 19 человек.
Хукмиддин Насриддинов, заместитель начальника управления демографии Таджикского статистического агентства, сообщил CABAR.asia, что обновленные данные они могут предоставить после всеобщей переписи населения, намеченной на начало октября нынешнего года.

Хукмиддин Насриддинов
За этим следят участковые милиционеры, и когда они задерживают человека на улице, то доставляют его в местные отделения МВД по городам и районам. Если определяют, что человеку негде жить, он регистрируется, как бездомный
Хукмиддин Насриддинов.
Заместитель начальника управления демографии Таджикского статистического агентства
По его словам, бездомных граждан трудоустраивает Министерство труда, миграции и занятости населения.

В УВД города Душанбе сообщили, что всех задержанных во время рейдов, в том числе бездомных, бродяг и нищих, доставляют в специальный приемник. Большинство из них после выявления личностей отпускают, если им есть куда пойти.

«Тех же, кому негде жить, на какое-то время помещают в специальный приемник для нищих и бездомных в Душанбе, где им предоставляется горячее питание и место для сна», - сообщили в УВД столицы.
Наш собеседник не назвал точное количество бездомных, но сказал, что Управлением внутренних дел Душанбе, в рамках «Программы адвокации по продвижению городской этики, благоустройству и правовой осведомленности жителей столицы» бездомные граждане обеспечиваются работой. Этих людей трудоустраивают и обеспечивают работой, например, чистить арыки (водостоки и водоканалы – прим.ред), скверов и парков.